Диета для похудения и очищения организма, детокс
и продукты для укрепления здоровья, энергии и тонуса

Телефон горячей линии
8 800 100 0301
звонок бесплатный

Эффективное и правильное похудение с ЛЕОВИТ


Зачем здоровая еда от нас прячется

17.07.2011
Зачем здоровая еда от нас прячется

У российских потребителей растет интерес к здоровому питанию и здоровому образу жизни, говорят аналитики рынка. По мере роста благосостояния они перестают питаться по принципу «главное, чтоб пожирней и подешевле». Однако как разобраться, какие продукты здоровые, а какие не очень, если на каждой второй этикетке значится «эко», «био», «натуральный»? 

На Западе триумфальное шествие продуктов категории healthy & wellness (именно так там обозначаются здоровые продукты) началось еще в 1970-е годы. Эта категория характеризуется повышенным спросом со стороны потребителей в развитых странах. К ней традиционно относятся фортифицированные продукты, продукты с пониженным содержанием сахара, соли, жиров, цельнозерновые продукты, «органик фуд», а также «диабетические продукты». Однако многие эксперты утверждают, что понятие «здоровые продукты» отражает не столько свойства самих продуктов, сколько ожидания потребителей и маркетинговый ответ производителей на эти ожидания. И в самом деле, не считать же здоровым продуктом чипсы с пониженным содержанием соли!

Так что же, никаких здоровых продуктов в реальности не существует, все это лишь уловки маркетологов? Существуют, но не нужно их путать с продуктами полезными - это разные вещи. Полезные - это продукты, улучшенные в процессе производства: в них либо уменьшено содержание вредных веществ (соли, сахара, холестерина), либо, наоборот, добавлены недостающие компоненты (витамины, микроэлементы т.д.). Пользы в таких продуктах, конечно, больше, но все же основное значение имеет сам продукт, а полезен ли он, следует решать в каждом отдельном случае. Скорее всего, у чипсов с пониженным содержанием соли и жевательной резинки с витамином С шансов попасть в категорию не то что здоровых, но даже и полезных продуктов немного.

Однако чтобы продукт можно было назвать здоровым, он должен быть сначала выращен без применения химикатов, стимуляторов роста и методов генной инженерии, а потом обработан без использования химических добавок и консервантов. К категории healthy & wellness относятся не только биологически чистые продукты питания, но и обычные продукты питания и витаминизированные препараты, способствующие улучшению обмена веществ и ведущие к оздоровлению и укреплению организма.

Итак, в строгом смысле слова к здоровым относятся биопродукты (органические, натуральные). В их производстве не используются синтетические удобрения, генно-модифицированные компоненты и ядохимикаты. Почва обрабатывается щадящим образом с использованием в основном ручного труда. Животные содержатся в естественных условиях и питаются натуральной пищей, без искусственных добавок. При переработке не используются искусственные добавки (консерванты, идентичные натуральным ароматизаторы, стабилизаторы и т.д.).

Не все полезное здорово

В поисках здоровых продуктов мы обошли с десяток сетевых и обычных магазинов - в результате не то что отделов, но даже и отдельных полок со здоровыми продуктами найти не удалось. Единственное исключение - витрины с продукцией для больных диабетом.

Продукты же полезные встречались на каждом шагу. Пожалуй, наиболее широко из них представлены фортифицированные, или обогащенные продукты - так называется любая еда, которую обогащают необходимыми питательными веществами. Из них самая популярная группа - витаминизированные продукты. Витаминизируют сейчас практически все: от соков и пива до молока, масла, хлеба. Фортификация обычно увеличивает стоимость конечного продукта на 10-15 процентов.

В бакалейных и хлебных отделах почти всегда в продаже представлены цельнозерновые продукты - каши, хлебцы, хлеб. Произведенные из цельного зерна, они содержат все его части, богатые клетчаткой, витаминами и минералами. Возможно, стабильное присутствие в самых различных магазинах продукции из цельного зерна объясняется политикой департамента потребительского рынка Москвы, который почти уже год рекомендует сетевым магазинам и магазинам шаговой доступности отдавать предпочтение тем производителям хлеба, которые обогащают свою продукцию наиболее полным комплексом микронутриентов. И правильно, ведь, как свидетельствует исследование медицинского центра Wake Forest (США), охватившее 285 тысяч человек, употребление в пищу цельнозерновых продуктов улучшает работу кишечника, а содержащаяся в них клетчатка предотвращает образование холестериновых бляшек в артериях.

На магазинных полках давно перестали быть редкостью и продукты с пониженным содержанием жиров, не содержащие сахар или содержащие его заменители. Наиболее очевидный пример - обезжиренное молоко, сыр, кефир, творог. Продукты с пониженным содержанием сахара, а то и вовсе с сахарозаменителями встречаются сегодня не только на полках для диабетиков. По мнению представителей кондитерской фабрики «Хлебный Спас», среди сахарозаменителей лучшие перспективы сегодня имеет фруктоза - природный заменитель сахара. Основное ее достоинство - ее можно употреблять в меньших количествах, поскольку она в два раза слаще сахара, и имеет с ним одинаковую с ним калорийность. А вот продуктов с пониженным содержанием соли найти не удалось.

Продукты с пониженным содержанием соли, сахара, жиров - безусловно, хорошая идея, но здоровыми их назвать трудно: к примеру, за уменьшение содержания сахара или соли при консервировании приходится «платить» увеличением дозы консерванта.

500 процентов сверху

Однако почему же столичные магазины и супермаркеты игнорируют собственно здоровые продукты? Может быть, на них просто нет спроса? Нет, исследования показывают, что многие российские потребители морально готовы покупать здоровые продукты. Так, по данным исследовательской компании КОМКОН, 52,6 процента россиян готовы платить за здоровую еду дороже, чем за обычную. В Москве, как показал опрос агентства CVS Consulting, за натуральные продукты согласны переплачивать 70 процентов жителей. Интерес потребителей к вопросам сохранения здоровья и здоровому питанию - одна из основных тенденций развития глобального рынка продуктов питания и напитков, и Россия в ряду других стран не является исключением.

И все же пока магазинов и отделов, продающих действительно здоровые продукты, в России единицы. Почему? В США «органик фуд» стоит на 20-30 процентов, а по некоторым товарам и на 100 процентов дороже обычной еды, в России же разница составляет 500-800 процентов, подсчитал журнал «Секрет фирмы». То есть у нас здоровые продукты стоят в пять-восемь раз дороже!

К примеру, магазин «Био Гурмэ» поражает не только качеством продуктов и уровнем обслуживания, но и ценами. Сравните: здоровые мясные продукты тянут там на 150-200 руб. за... 100 граммов, йогурты - 130-180 рублей за 250 граммов, яблоки - 46-50 рублей за все те же 100 граммов. И даже корм для собак (не удивляйтесь, есть там и такое) стоит 120 рублей за 100 граммов!

Понятно, что у таких продуктов потребительская аудитория пока крайне невелика. Возможно, потребитель и готов платить больше за здоровые продукты, но едва ли так дорого. Другая причина непопулярности - импортное происхождение продуктов healthy & wellness: на их доставку требуется время, тогда как продаваться они должны максимально быстро (поскольку консервантов в них нет), а это просто не всегда возможно.

Почему же так мало продуктов отечественного производства? Говорить о российских органических продуктах вряд ли возможно, так как в стране не существует процедуры сертификации продуктов в качестве органических. В России законодательно не определено, какой продукт может считаться здоровым, натуральным, экологически чистым и т.д. И как следствие - никто не может быть уверен, что заявленный производителем продукт действительно является здоровым и натуральным.

В Европе же существуют строгие нормы сертификации, и, чтобы продукт был признан органическим (био), необходимо сделать всю производственную цепочку - от выращивания до переработки и транспортировки - прозрачной и экологически приемлемой. Поэтому по большому счету органическими можно назвать только продукты из Европы и Америки.

Между тем эксперты говорят, что серьезное развитие сегмента здоровых продуктов возможно только в том случае, если они доступны большинству покупателей. Так, в США, по оценкам Organic Trade Association, отделы organic food имеются в 72 процентах всех супермаркетов.

Впрочем, первые ласточки появились и у нас - эксперты рассказывали о российской компании, поставляющей на экспорт дикорастущие ягоды, сертифицированные по нормам Евросоюза. В Орловской области есть компания «Беловодье», выращивающая зерно без применения гербицидов и пестицидов. Но пока основная масса производителей еды на полную катушку использует прореху в законодательстве, попросту украшая свою продукцию лейблами «эко», «био», «натуральный».

Zdravoe.ru