Адаптация к саду: трудности с расставанием, страхи и стресс ребенка

Около 80% российских детей в возрасте 3–6 лет ходят в детский сад. Для многих он становится важной частью жизни на несколько лет. Успешная адаптация к садику напрямую влияет на психологическое и физическое состояние ребенка. К счастью, родители могут значительно облегчить этот процесс – сделать его мягким и комфортным для малыша. Как именно?
Трудности адаптации: с чем сталкивается ребенок в детском саду
Переход в детский сад – серьезное испытание для малыша. Ему предстоит столкнуться с целым рядом новых и непростых задач.
- Разлука с привычным миром. Вместо родного дома – незнакомая обстановка, чужие взрослые и дети. Ни мамы, ни любимых игрушек под рукой.
- Новые правила взаимодействия. Нужно учиться: находить общий язык с другими детьми, слушаться воспитателя, соблюдать определенный режим дня.
- Самостоятельность. Теперь нельзя просто попросить маму поиграть или почитать – воспитатель занят всей группой. Приходится самому придумывать игры.
- Незнакомая еда. Домашние привычные блюда заменяют на незнакомые и непривычные, которые могут оказаться не по вкусу.
Каждый из этих факторов может стать источником стресса. Но, зная о них, родители могут заранее подготовить ребенка и смягчить адаптацию.
Чем грамотнее и заботливее вы поможете малышу приспособиться к детскому саду, тем легче и быстрее он привыкнет к новшествам.
Исследования показывают, что процесс привыкания к садику проходит по-разному. Хорошая новость: за счет тщательной подготовки со стороны родителей большинство (75%) детей привыкают к садику без особых трудностей.
Три степени адаптации к детскому саду
Легкая адаптация – длится не более 2-3 недель. Небольшие проблемы, а именно: недолгие слезы в садике при расставании с мамой, тревожность дома, несильные нарушения сна и снижение аппетита, боязнь и растерянность перед воспитателем и другими детьми – заметны только на первой неделе. Затем поведение нормализуется.
Тогда и появляются главные признаки легкой адаптации:
- малыш спокойно ходит в сад, не волнуется, где мама, когда за ним придет;
- охотно общается с детьми и воспитателем;
- адекватно реагирует на похвалы и замечания воспитателя;
- ест с аппетитом, быстро засыпает при дневном сне;
- после садика с удовольствием рассказывает о событиях дня.
Адаптация средней степени тяжести – длится до полутора месяцев.
Здесь усиливаются проблемы, характерные и для адаптации легкой степени.
Но появляются и новые сложности:
- малыш более недели тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет после ее ухода из сада;
- не сразу начинает играть со сверстниками, бывает конфликтен, могут быть периоды отчужденности;
- с трудом привыкает к распорядку дня;
- не всегда адекватно реагирует на замечания воспитателя;
- жалуется родителям на проблемы в детском саду, боится, что завтра снова туда.
Адаптация тяжелой степени
Ее основные особенности, не ослабевающие изо дня в день:
- долгие слезы после ухода из садика родителей, часто плачет и в течение дня, постоянно тоскливое настроение, просится домой;
- сокращено до минимума общение со сверстниками;
- при попытках воспитателя наладить отношения и ободрить замыкается в себе;
- ест мало, не спит;
- настойчиво просит родителей забрать его из детского сада;
- может начаться потеря веса, учащаются простуды.
Наблюдая за своим малышом, разберитесь, какая адаптация имеет место. От этого во многом зависит, какую линию поведения вам выбрать, чтобы помочь малышу. Но начать такую помощь необходимо заблаговременно перед поступлением ребенка в садик.
- Определите оптимальный возрастдля начала посещения садика – не торопитесь и не затягивайте.
- Начните подготовку заранее: приучайте к режиму, новым блюдам, общению с другими детьми.
- Продолжайте поддерживатьребенка после начала посещения сада – интересуйтесь его делами, будьте терпеливы.
- Если адаптация затягивается(более 2 месяцев), обратитесь к специалисту. Врач может порекомендовать временный перерыв с последующей повторной попыткой, а также занятия с детским психологом без прекращения посещения сада.
- Будьте готовы к частым простудам– заранее укрепляйте иммунитет малыша.
С чего начать подготовку к детскому саду
Познакомьте с «новым домом»: покажите малышу дорогу в садик, пусть он увидит, как дети играют и занимаются.
Расскажите малышу о детском саде, например: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
Придумайте ролевые игры. Детские психологи считают этот прием оптимальным для подготовки к садику. Пусть героями игр в детский сад станут игрушка, любимый персонаж и сам ребенок.
Вот возможные сценарии:
Знакомство с новыми людьми. Предложите ребенку познакомить игрушки, узнать о каждой из них что‑то важное и интересное и в ответ рассказать о себе.
Что‑то пошло не так. Смоделируйте ситуацию, в которой персонаж потерялся в доме (детском саду), не может расстегнуть курточку, не понимает, как выполнить задание доброго волшебника (воспитателя).
Конфликт. Один из персонажей игры взял без разрешения чужую вещь, сказал что‑то неприятное. Обдумайте с ребенком способы закончить конфликт мирно, но сохранив достоинство.
Малыш пошел в садик, ваша помощь в адаптации
- В первый день посещение садика должно быть только 2 часа. Далее оцените, какая степень адаптации имеет место. В случае легкой адаптации достаточно в течение первой недели увеличивать время пребывания на 1-2 часа ежедневно, чтобы уже на второй неделе ребенок оставался на полный день.
- Не пропустите ни одной из проблем, с которыми столкнулся малыш. Для этого вечером ненавязчиво обсудите с ним события каждого дня в садике. Дайте ему выговориться, ответьте на все его вопросы.
- Полезным ритуалом станут ваши краткие беседы за завтраком с лейтмотивом «А что приятного тебя ждет в садике?». После такой беседы ребенок будет приходить туда в хорошем настроении, что станет лучшей профилактикой стрессов.
Какое питание поможет приспособиться к садику
Для адаптации к садику важна не только сбалансированность рациона, но и заблаговременное приспособление малыша к особенностям питания в саду. Для этого педиатры рекомендуют следующее.
- Приучите ребенка к тем блюдам, которые он получит в дошкольном учреждении. И будьте готовы к тому, что окажется непросто «переключить» малыша.
- Сделайте график питания дома похожим на режим питания в детском саду.
- Давайте ребенку полноценную пищу, составленную по принципам здорового питания. Ведь именно эти принципы заложены в меню образовательных учреждений.
- Старайтесь ежедневно включать в питание ребенка кисломолочные продукты и напитки(творог, кефир, йогурты, ряженку), овощи в виде салатов, винегретов, гарниров, а фруктыв свежем виде.
- В качестве напитковдошкольникам рекомендованы кисели, компоты, чай, какао, напиток из шиповника, сок. Особенно заслуживают внимания кисели: они нравятся детям, легко усваиваются, просты в изготовлении и обеспечивают организм необходимыми питательными веществами.
Важно! Об особенностях меню и распорядка дня именно в вашем детском саду можно узнать у администрации образовательного учреждения.
Вкусная и полезная адаптация
В помощь родителям для более плавной и гармоничной адаптации ребенка к детскому саду компания «ЛЕОВИТ» совместно со специалистами в области питания детей разработала серию специализированных профилактических продуктов питания LeoKids.
Продукты выпускаются в форме киселей («Общеукрепляющий» и «Успокаивающий»), учитывают потребности даже самых маленьких потребителей (от 1 года) и, что самое важное, – способствуют комплексному решению задачи адаптации малыша к садику.
Кисель «Общеукрепляющий» поможет укрепить иммунитет, улучшить настроение и повысить общий тонус, а кисель «Успокаивающий» даст малышу успокоиться, подготовиться ко сну, снизить нервную возбудимость и уменьшить тревожность.
В составе каждого детского киселя LeoKids – уникальная комбинация фруктов, ягод, овощей, микро- и макроэлементов, витаминов, экстрактов лекарственных растений, необходимых организму ребенка при приспособлении к новым условиям жизни. Все компоненты киселей LeoKids разрешены к применению в питании детей, а эффективность клинически подтверждена. Их просто приготовить: достаточно развести смесь в 110–130 мл кипящей воды. Детям от 3 до 6 лет рекомендуется по 1 порции напитка 2 раза в день.