Ребенок и эмоции: как учить выражать чувства и справляться с ними

Способность вовремя совладать с эмоциями – вот что отличает взрослого от ребенка. Но этот навык не появляется сам собой. Если обучение дается малышу с трудом, это может иметь серьезные последствия. Однако у родителей есть возможность все изменить, даря ему ценнейший дар – эмоциональный интеллект. В нашем материале вы узнаете, почему возникают трудности, в чем заключается родительская роль и как добиться успеха на этом пути.
Что такое эмоциональный интеллект
Совокупность умений, позволяющих управлять эмоциями, психологи объединяют в понятие «эмоциональный интеллект». Благодаря ему человек способен:
- распознаватьсобственные и чужие эмоции;
- выражать свои эмоции наиболее адекватно и понятно другим людям;
- управлять своими эмоциями для решения практических задач.
Чем более зрелый у человека эмоциональный интеллект, тем проще ему учиться, общаться и преодолевать трудности в достижении своих задач и отстаивании интересов.
Что такое гранулирование эмоций?
Начать «работать» с эмоциями ребенка лучше всего в 3-летнем возрасте, когда он впервые чувствует себя взрослым и начинает стремиться к самостоятельности, поскольку в это время созревание мозга быстро ускоряется и начинается формирование эмоционального интеллекта.
Ребенок раннего возраста ощущает только аморфные негативные и позитивные эмоции (плачет или смеется, радостно кричит).
У трехлеток же становление эмоционального интеллекта начинается с того, что спектр эмоций расширяется. Позитивные эмоции «гранулируются» в сознании малыша на восторг, радость, воодушевление, любовь, надежду, благодарность и другие, а отрицательные – на гнев, страх, стыд, обиду, вину и презрение.
Выражать свои эмоции, начинать управлять ими и разбираться в эмоциях окружающих ребенок начинает к 7-8 годам. Для гармоничного развития личности психологи разработали способы развития эмоционального интеллекта, которые доступны любому родителю для занятий с ребенком начиная с 3-х лет.
Практические занятия
Первый шаг: распознаем эмоции
Лица с разными эмоциями на картинках. Разложите их на столе и попросите малыша, например: «Покажи, где радость, грусть, гнев».
Чтение сказок, просмотр мультфильмов. Обсудите с ребенком разные эмоции их персонажей.
Игра «Эмоциональное зеркало». Сначала вы показываете эмоцию лицом и движениями, а малыш угадывает, затем наоборот.
Дневник эмоций. Записывайте и обсуждайте самые яркие, по рассказам ребенка, эмоциональные события в течение дня.
Второй шаг: выражаем эмоции
Выслушайте и признайте важность. Чтобы ребенок научился полноценно выражать эмоции, дайте ему возможность выразить их при вашем внимательном и уважительном отношении.
Ролевые игры в эмоции. Пусть ребенок придумает и разыграет с игрушками ситуации, где преобладает какая-то эмоция, и выразит ее.
Арт-терапия. В процессе рисования или лепки пусть ребенок попробует изобразить на бумаге или пластилином эмоции своих персонажей.
«Эмоциональное лото». В этой игре вы показываете малышу картинки, где главный герой попадает в различные ситуации, для которых характерны какие-то определенные эмоции. Малыш должен их распознать и выразить.
Танец для выражения эмоции. Пусть ребенок выразит какую-то эмоцию танцем, а вы ее угадаете.
Словарик эмоций. Вносите в него эмоции, которые малыш распознает и выражает уже уверенно. Попросите ребенка выражать называемые вами эмоции быстрее и быстрее к концу занятия.
Третий шаг. Контроль эмоций
Начните с себя. Пусть малыш видит, как отлично контролируете эмоции вы, пусть чаще замечает вашу улыбку, ласковый спокойный голос и учится вам подражать.
Переключение эмоций. Научите малыша «отпускать проблему», переключаясь с негативных эмоций на приятные занятия.
Сдержанность в выражении эмоций. Чаще напоминайте малышу, что окружающие лучше «прочтут» его эмоции, если они будут выражены в спокойном тоне.
Научите ребенка технике «успокоения эмоций»:
- счет от 1 до 10. Ребенок один или вместе с вами называет каждую цифру тихим спокойным голосом;
- дыхательные упражнения. Ребенок 10 раз делает глубокие вдохи и выдохи, а между ними задерживает дыхание на несколько секунд;
- приседания. Ребенок 10 раз медленно приседает и поднимается.
Секреты нутрицевтики, или возможности программирования настроения едой
Продукты, которые мы едим, влияют и на здоровье, и на настроение. Уже не новость тот факт, что биологически активные вещества, находящиеся в продуктах, способны влиять на работу мозга. Нутрицевтическая психокоррекция позволяет оказывать на организм тонизирующее или, напротив, успокаивающее действие.
Основываясь на данных современных научных исследований в области детской нутрициологии, компания «ЛЕОВИТ» разработала специализированный продукт лечебного и диетического профилактического питания для поддержки организма ребенка при повышенной нервной возбудимости и раздражительности – кисель «Успокаивающий». В составе киселя – лекарственные травы и натуральные компоненты (мелисса, пустырник, валериана, боярышник, куркума, кориандр, груша, яблоко) в эффективных дозировках. Они помогают малышу снизить нервную возбудимость и уменьшить тревожность.
А для улучшения настроения и повышения общего тонуса организма подходит специализированный продукт лечебного и диетического профилактического питания – кисель «Общеукрепляющий», в составе которого родиола розовая, эхинацея, куркума, имбирь, витамины С и Е.
Эффективность и безопасность киселей LeoKids подтверждены клиническими исследованиями. Применять кисели легко и удобно: достаточно развести сухую смесь в 110–130 мл кипящей воды.
И в завершение отметим, что с помощью еды можно и нужно управлять настроением, чтобы получать пользу и удовольствие от каждого нового шага в своей жизни.