СДВГ: как распознать и чем помочь своему ребенку

Часто ли вы отмечали, что ребенок не может сосредоточиться на каких-то делах или уроках, «витает в облаках», «считает ворон», все теряет и забывает, как говорят, «рассеянный с улицы Бассейной»? Или, напротив, постоянно в движении сам и отвлекает других детей, мешает проведению уроков, а преподаватели жалуются, что он «стоит на ушах» и «ходит по потолку»? Если да, то эта статья для вас. Ее тема – СДВГ и гиперактивные дети – одна из актуальных проблем современной нейропедиатрии. Как распознать и чем помочь своему ребенку, разбираемся вместе со специалистами.
Так что же такое СДВГ?
СДВГ – это синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью или без нее. По Международной классификации болезней (МКБ-10) СДВГ – это «нарушение активности и внимания», т. е. состояние это скорее является нарушением поведения. Поэтому проблемой СДВГ занимаются всегда комплексно и в первую очередь педиатры, неврологи, медицинские психологи и психиатры.
Заподозрить у ребенка СДВГ не всегда просто. Слишком зыбкая грань между детским озорством и более серьезными проблемами. Поэтому наиболее остро проблема СДВГ проявляется с началом обучения в школе. Педагоги начинают обращать внимание родителей на проблемы с обучением: ребенок плохо пишет (дисграфия, дизорфография), ему с трудом даются вычисления (дискалькулия), плохо читает и выражает свои мысли (дислексия), а также может проявляться агрессивное поведение, проблемы в общении с другими учащимися и прочее. Оставлять без внимания данную ситуацию нельзя, ведь, по объективным данным, в более старшем возрасте у детей с СДВГ повышается риск пристрастия к алкоголю, курению и токсикомании.
Как понять, что у ребенка есть проявления СДВГ?
Специалисты определяют СДВГ-группу нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста: нарушение внимания и гиперактивность, потенциально приводящие к нарушениям обучения, снижению качества жизни и/или антисоциальному поведению. Причины, вызывающие СДВГ, окончательно не изучены. Однако значимую роль играет наследственность: генетическая предрасположенность к СДВГ свойственна 40–75% пациентов. Однако не только генетика виновата. Влияние окружающей среды, перенесенные инфекции, социальная обстановка, особенности воспитания в семье и даже питание имеют важное значение в развитии гиперактивности и СДВГ.
Классическая триада СДВГ: гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания). Гиперактивность проявляется у детей неспособностью сидеть на месте или сосредоточиться на задании. Импульсивность – сложностью сосредоточиться на конкретном деле (отвлекается). И если гиперактивность и импульсивность с возрастом могут перестать проявляться, то невнимательность переходит и во взрослый возраст, доставляя значительные проблемы. Признаки, по которым даже самостоятельно можно проверить, если или нет проявления СДВГ у ребенка, смотрите в таблицах 1 и 2.
Можно ли поддержать ребенка через правильное питание и какие продукты помогут улучшить концентрацию внимания и быть более спокойным?
Педиатры отмечают, что несбалансированное питание, недостаточное потребление витаминов, микроэлементов, полиненасыщенных жирных кислот служат факторами риска СДВГ у детей и подростков, в особенности в период учебы и активного роста.
Многие витамины необходимы для нормальной работы нервной системы, в том числе и органов зрения: витамин А, С, Е, В6, В1, фолиевая кислота обладают нейропротекторным действием. Необходимы также йод, железо, цинк. Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) необходимы для нормального развития и работы головного мозга, сетчатки глаза. Дефицит ПНЖК может приводить к проблемам с письмом (дисграфия), завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, т. к. нарушается слаженная работа мелких мышц.
А вот продукты, содержащие искусственные ароматизаторы, синтетические красители, искусственные подсластители, использовать в питании ребенка не рекомендуется. Необходимо также исключить все газированные и тонизирующие напитки.
Рекомендации специалистов
Помощь детям с СДВГ всегда комплексная, сочетающая лекарства (по показаниям) и нелекарственные подходы: работу с психологом (поведенческая терапия), тренировки внимания (система биологической обратной связи, или БОС) и, конечно же, коррекция питания (нейродиетологический подход). Назначаются продукты на растительной основе успокаивающего (седативного) действия, а также витамины и микроэлементы для обеспечения работы нервной системы.
Для коррекции питания при гиперактивности ребенка и для успокоения ребенка при повышенных учебных нагрузках и в период активного роста рекомендованы специализированные продукты лечебного и диетического профилактического питания для детей с 12 месяцев «LeoKids» компании «ЛЕОВИТ»: кисели «Успокаивающий» (для спокойствия), «Витаминный для глаз с лютеином» (с витаминами С, Е, рутином, лютеином). В составе киселей лекарственные травы, натуральные овощи, фрукты, ягоды и витамины.
Кисель «Успокаивающий» оказывает мягкое седативное действие, снижает нервную возбудимость, уменьшает тревожность, улучшает настроение и нормализует плохой сон у ребенка. В составе киселя мелисса, которая оказывает успокаивающее действие и уменьшает раздражительность; куркума, способствующая снижению утомляемости и улучшению настроения; валерьяна, уменьшающая возбудимость, и пустырник для улучшения сна.
Кисель «Витаминный для глаз с лютеином» способствует уменьшению зрительного утомления глаз, укреплению кровеносных сосудов глаз, улучшению остроты зрения. В составе киселя черника, которая способствует уменьшению зрительного утомления глаз; морковь как источник каротиноидов; лютеин, способствующий защите сетчатки глаза, и рутин для повышения прочности кровеносных сосудов.
Статья подготовлена по материалам:
- Студеникин В.М. Гиперактивность у детей: мифы и реальность. //Русский медицинский журнал. 2017. №12, с. 914-919
- Кузенкова Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Балканская С.В., Увакина Е.В. Поливитамины и полиненасыщенные жирные кислота в терапии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей. // Педиатрическая фармакология. 2009. Т.6 №3 с. 74-79
- Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение. // Лечащий врач. 2010. №1.
- Серегина И.Н. О профилактике и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте. // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 3. С. 67–74
- Зубарева М.Н., Добря М.Я. Особенности проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников. Вестник магистратуры. 2022. № 2-2 (125) с. 100-102.