Мода на здоровое питание, являющаяся неотъемлемой частью жизни миллионов жителей Западной Европы и США, пришла и в Россию. Здоровое питание в первую очередь подразумевает под собой натуральные или «органические» продукты, как их называют во всем мире.
Такой продукт определяют три параметра: органическое сырье, органические ингредиенты и технологический процесс.
Органическое сырье - основа экологически чистых и натуральных продуктов питания. В различных странах требования к нему разные, но имеют ряд общих особенностей.
В Европе запрещено вносить свежий навоз в почву менее чем за 120 дней до сбора урожая культуры, съедобная часть которой непосредственно соприкасается с поверхностью или частицами почвы. В животноводстве также существует система органических норм.
Производитель не должен применять ветеринарные препараты, включая гормональные стимуляторы роста, корма с остатками навоза или мочи, скармливать млекопитающим или домашней птице побочные продукты убоя.
В органическом сельском хозяйстве запрещается использовать генетическую модификацию культур и животных. Подобные стандарты в земледелии и животноводстве обусловливают дороговизну органического сырья.
Кроме сырья, в состав продукта входят различные ингредиенты, без которых не обойтись в производстве сложного продукта: начинки, наполнители, красители, консерванты. Подразделяются на натуральные и искусственные. Органическими считают ингредиенты, полученные только из натурального сырья, без применения синтетических элементов.
Несмотря на свои достоинства, они имеют ряд недостатков: к примеру, натуральные красители неустойчивы к воздействию температуры, отличаются малоинтенсивными подкрашивающими способностями и чрезвычайно дороги в производстве.
Многие путают понятия "органические" и "функциональные" продукты. Органическими являются продукты, в которых не использовались искусственные добавки.
Функциональные продукты, или их еще называют обогащенные - это обычные продукты питания, которым добавили или восстановили пищевую ценность. Всем известно, что при обработке молока исчезают некоторые витамины, а содержание других резко снижается.
По этой причине многие производители стали обогащать молоко, добавляя в него то, что было потеряно в процессе производства. Такое молоко уже будет функциональным продуктом.
Наиболее сильно рынок органических продуктов питания развит в США. Там существуют глобальные сети супермаркетов, где продаются органические продукты питания. Некоторые из них выпускают органическую продукцию под собственной маркой.
Большое количество фермерских хозяйств, осуществляющих органическое земледелие и животноводство, способствует развитию органического производства. В России неконкретность термина "здоровое питание" дает возможность использовать это словосочетание далеко не по назначению.
Например, йогурт не является на 100 % натурпродуктом: в его состав входят красители, стабилизаторы и консерванты.
Поэтому, несмотря на надпись на упаковке, он реально не подпадает под определение органического продукта, т.е. абсолютно натурального. Сегмент производства органических продуктов питания в России и странах СНГ сегодня практически не развит.
В первую очередь это обусловлено отсутствием животноводства и земледелия, отвечающего органическим нормам.
Органические продукты питания на рынке России почти все зарубежного производства, в основном из Нидерландов, Норвегии, Германии, Франции, Бельгии. Специализированных магазинов, где бы продавались такие продукты, даже в Москве буквально единицы.
Тем не менее, стали появляться продукты и российского производства.