фоновое изображение
Блог

Как понять эмоциональный мир ребенка?

Как понять эмоциональный мир ребенка?

Детские эмоции – это мини-версия взрослых?

По мере созревания мозга ребенка он только к подростковому возрасту 10–13 лет овладеет всеми 12-ю базовыми эмоциями. Это радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, ревность и сострадание. Тогда как малышу-трехлетке доступны меньше половины таких чувств. Что это, как не мини-версия взрослых эмоций?

В то же время, опять-таки из-за биологической незрелости мозга ребенка, детские и взрослые эмоции проявляются по-разному. Представьте мозг ребенка как компанию. В отделе «Эмоции» (подкорка) работают горячие и импульсивные сотрудники. Они мгновенно реагируют на любое событие – радостью, гневом, страхом – и тут же устраивают в офисе бурю.

А в отделе «Логика и контроль» (кора больших полушарий) трудится спокойный и мудрый руководитель. Его задача – распознать эту бурю, понять ее причину и принять решение: дать эмоциям выплеснуться или, наоборот, их утихомирить.

Но этот руководитель принимается на работу еще младенцем и учится на протяжении многих лет. Пока он стажируется, шумная команда «Эмоций» часто остается без присмотра. Вот почему маленькие дети так бурно и непосредственно реагируют на все происходящее, и контролировать свои эмоции человек «доучится» только в начале взрослого возраста, когда завершится формирование коры, а соответственно, и эмоционального интеллекта. Так что детские эмоции – это отнюдь не мини-версия взрослых.

Эмоции ребенка и взрослого – в чем разница?

  • Эмоции малыша в основном положительны. То есть основное детское состояние – радость.
  • Отрицательные эмоции ребенок переживает реже, и в них он обычно не погружается надолго.
  • Детские эмоции импульсивны, подвижны, они быстро и легко «вспыхивают» и «гаснут».
  • Эмоции детей часто бывают бурными в ответ на незначительные события. Кроме того, для ребенка мир полон новизны, и каждый его аспект может вызвать сильную эмоциональную реакцию.
  • Дети переживают эмоции более ярко и непосредственно, так как они еще не научились сдерживать их или скрывать.

Пока ребенок не научился говорить, его главный язык – это поведение. Каждая истерика, каждый необычный рисунок или сюжет в игре – это не просто действие, а предложение, полное смысла.

Ваша главная задача сейчас – научиться читать эти невербальные подсказки. Чем лучше вы их расшифруете, тем точнее вы поймете, что ваш ребенок на самом деле хочет вам сказать: «Я устал», «Мне страшно», «Мне нужно твое внимание» или «Я рад тебя видеть».

Детская истерика

Самые частые причины подобных эмоциональных «штормов» у детей до 5-ти лет:

  • непреодолимое желание добиться чего-либо;
  • привлечение к себе внимания;
  • выражение протеста;
  • неудача при выполнении важного дела;
  • отрыв от приятного занятия;
  • гиперопека, чрезмерная строгость родителей;
  • переутомление, психоэмоциональная перегрузка, голод.

Рисунок как выражение детских эмоций: как «прочитать» настроение ребенка через его творчество

До 3 лет: «Я – волшебник!»

В этом возрасте ребенок открывает для себя магию: он сам может повелевать цветами и оставлять на листе яркий, красочный след.

Что подскажет? Даже в хаотичных каракулях можно заметить настроение: яркие, сочные пятна чаще говорят о радости и энергии, в то время как бледные, едва заметные линии или выбор одного темного цвета могут быть признаком усталости или подавленности.

С 3 до 7 лет: «Я – рассказчик»

Рисунок становится универсальным языком, через него он рассказывает о своих радостях, страхах, обидах и открытиях, не всегда находя для этого слова.

Цвет: светлые, яркие цвета обычно свидетельствуют о позитиве. Если же ребенок постоянно выбирает черный или другие темные цвета для изображения всего на свете, это может быть сигналом о тревоге или грусти.

Линии и формы: мягкие, округлые формы и плавные линии говорят о внутреннем спокойствии. Резкие, рваные штрихи, множество острых углов, сильный нажим, рвущий бумагу, часто выдают напряжение, гнев или страх.

Сюжеты и образы: появление на рисунке улыбающихся людей, дружелюбных животных, солнца и цветов – признаки хорошего настроения. Агрессивные сцены, одинокие фигуры, изображения с явными преградами (например, решетки на окнах), могут отражать внутренний дискомфорт и переживания.

После 8 лет: «Я – исследователь»

Если интерес к рисованию сохраняется, ребенок начинает использовать его как инструмент для познания. Он стремится не просто выразить себя, но и понять, а затем запечатлеть окружающий мир.

Важно помнить: не делайте поспешных выводов на основе одного рисунка. Картина будет объективной, только если вы наблюдаете за устойчивыми тенденциями в творчестве ребенка все время. Один «страшный» рисунок – это еще не повод

Игровые сюжеты как зеркало детских переживаний

Через игру ребенок прорабатывает все, что его волнует, будь то радость, страх или непонятная ситуация.

Когда добро побеждает зло – это хороший знак. Так ребенок в безопасной форме осваивает моральные нормы и справляется с небольшими повседневными тревогами.

Если игрушки постоянно ругаются – возможно, ребенок переживает из-за конфликтов в семье или саду. Так он пытается осмыслить напряженную атмосферу вокруг.

Когда ребенок часто наказывает игрушки – это может говорить о том, что он чувствует себя бесправным и проигрывает ситуацию «с позиции силы», которую наблюдает в реальности.

Обращайте внимание на повторяющиеся сюжеты: если тревожная тема возникает в играх снова и снова – это серьезный повод задуматься об эмоциональном состоянии ребенка.

Правильное питание – основа гармоничного эмоционального развития ребенка

Для формирования здорового и гармоничного эмоционального мира ребенка крайне важно обеспечить ему сбалансированное и полноценное питание. Продукты лечебного и диетического профилактического питания серии LeoKids от «ЛЕОВИТ» – кисели «Успокаивающий» и «Общеукрепляющий» – содержат специально подобранные ингредиенты, которые оказывают мягкое и безопасное успокаивающее действие на нервную систему.

В составе киселя «Успокаивающий» представлены лекарственные травы и натуральные компоненты – мелисса, пустырник, валериана, боярышник, куркума, кориандр, груша и яблоко. Этот натуральный комплекс помогает малышу снизить нервную возбудимость и уменьшить тревожность. Для улучшения настроения и повышения общего тонуса организма предназначен кисель «Общеукрепляющий», в составе которого находятся родиола розовая, эхинацея, куркума, имбирь, а также витамины С и Е.

Применять кисели легко и удобно: достаточно развести сухую смесь в 110–130 мл кипящей воды.

Продукты Леовит

Другие статьи по теме

Возврат к списку

Используя сайт www.leovit.ru, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie